Габитус Ночь – это время чувственных изменений, когда тело срывает с себя оковы приличий, действующих в дневные часы. Нежась в киммерийских объятьях ночи, мы испытывает чувство, расширяющее спектр наших впечатлений от жизни и позволяющее наслаждаться свежим социальным опытом.
В настоящей книге я исследую ряд сил, воздействующих на здравое, благопристойное и разумное тело, структурирующее нашу дневную жизнь. Самая важная из них - это габитус. Данный термин заимствован из трудов французского социолога П. Бурдье, изучавшего то, как культуры структурируют тела их носителей через навязывание практик. Такие практики внедряют кодированные идеологические и социальные ценности культуры в плоть и, таким образом, склоняют носителей той или иной культуры к ее воспроизведению. Именно габитус пробуждает в нас чувство вины послу нарушения какого-либо правила своего общества. Вот почему мужчины ведут себя по-мужски, а женщины – по-женски. Вот почему определенным классам свойственны некоторые общие социальные черты, такие как, например, соблюдение диеты или страсть к футболу, а не регби.
Из-за габитуса одни вещи кажутся верными, а другие – неправильными, некоторые естественными, иные – странными. Он существует как сфера безусловного знания, созданного смесью практик и эмоциональных моделей, которые мы воплощаем по мере взросления внутри культуры…Такова истинная сила габитуса, представляющего собой не просто идею, но телесное состояние, связанное с идеей, наделяющее ее чувственной силой и придающее ей безусловный статус. Реальное социальное изменение происходит лишь тогда, когда на телесном уровне меняется габитус. Идея может быть первым шагом инициации изменения, но пока она не воплотится и не обретает материальное состояние, она будет существовать главным образом в сфере языка, ведя бледное культурное существование.
Я покажу, как интенсивность чувств, генерируемых клаббингом, создает альтернативное тело, в котором структурирующие рамки габитуса временно стираются, а на их место возводится измененный социальный мир. Разумеется, люди посещают клубы не это причине. Едва ли они думают: «Так, ладно, пойду сотру свой габитус». Это непредусмотренное следствие употребления наркотиков, танцев и пребывания в толпе. Воздействие такого опыта на людей возрастает по мере того, как воплощенный клаббинг испытывает тела, завещанные людям их собственной культурой, тем самым, изменяя траекторию движения в социуме и отношения к символическим и идеологическим рамкам, в котором заключен данный социум. Этот процесс может быть сложным, в нем есть свои опасности, недоразумения и тупики.