мальчик_c_дельфином @ groove.ru / дневник

Зарегистрированный участник № 3724

Последние 25 смотрителей:
PARTYzan 2019-11-15 02:45:29
BOBON 2018-05-04 22:40:54
seregavovk 2011-03-24 17:21:16

Последние 10 комментариев:
Nika 2006-03-15 11:10:53
Brahmaea 2005-11-11 02:34:39
chumavaya 2004-11-23 10:11:16
lavan 2004-11-20 05:11:01
мальчик с дельфином 2004-11-18 01:37:30
mazayka 2004-11-17 23:53:36
bakova 2004-09-10 16:57:26
bakova 2004-09-10 13:47:52
lavan 2004-09-09 16:10:44
bakova 2004-09-09 15:47:43

| 1-10 | 11-20 | 21-21 |

мальчик_c_дельфиномПонедельник, 29/11/2004 12:11
Слово на букву Э

в свете последних событий...

вспомнилась как то тут на днях фраза - Если ты молчишь когда пришли за кем-то, то когда прийдут за тобой сказать слово уже будет некому....

думайте.. думайте что происходит вокруг и делайте выводы

СЛОВО НА БУКВУ Э-э-э

Помнишь известный ролик на тему "Хватит Чернобылей!"? Где скороварка, символизирующая АЭС, надрывается в кадре под успокаивающий голос: "Поверьте нам! Мы же специалисты..." Взрыв. Хэппи-энда не будет.

 
 

Так уж человек устроен, что ему нужно кому-то верить. Современное общество заменило Бога наукой, которая вот-вот объяснит все на свете. Но поскольку наука - понятие неконкретное, то верят ученым (специалистам, экспертам), которых называют ее жрецами. Как видишь, разница невелика.

Тебе кажется, они знают что-то такое, что знает не каждый, и это дает им право определять дороги для всех нас? Ты уверен, что мир спасут профессионалы, и любишь повторять "кухарка не должна управлять государством" и "в сумасшедшем доме не выбирают врача"?
Что ж, добро пожаловать домой, и не удивляйся, что стены выкрашены в желтый цвет. За тебя все давно уже выбрали.

Еще Платон полагал, что лучший государственный строй - это аристократия, то есть власть лучших (сейчас, наверное, сказали бы - компетентных). На протяжении веков с ним вяло соглашались: мол, это, конечно, хорошо, но как из множества претендентов на власть выбрать лучшего? Перешагнув порог третьего тысячелетия, люди, кажется, поняли, что выбор - это не главная проблема. К платоновским моделям государственного устройства (и примкнувшей к ним в XIX веке бюрократией) добавилась еще одна - экспертократия. Власть специалистов.

Иногда они правят нами напрямую. Это называется "принцип вращающейся двери". Государство периодически зовет в свои ряды профессионалов из коммерческих компаний. Профессионалы охотно приходят, не забывая на своем новом посту про старое кресло. Потому что карьера госслужащего в любой момент может рухнуть из-за оскандалившегося политика, а кресло всегда будет хранить тепло твоей...

Кстати, политик тоже может набраться опыта в кресле по соседству. Если, конечно, он достаточно правильно вел себя на своем ответственном посту. Маргарет Миллер, эксперт известной американской фирмы Monsanto, привлеченная в Управление питания и лекарственных препаратов США, например, проверяла плоды собственных исследований по безопасности гормона роста крупного рогатого скота. А глава управления Артур Хейс, ушедший в отставку из-за обвинений в профессиональном несоответствии, стал экспертом по связям с общественностью другой известной американской фирмы G.D.Searl. Фирма производит пищевую добавку Е951, которую в бытность свою правительственным чиновником одобрил к применению Артур Хейс. Поскольку Monsanto в свое время купила G.D.Searl, не исключено, что эти господа еще раз поменяются местами.

"Дверь-вертушка" делает сообщество специалистов все более тесным. Те, кто пытаются играть не по правилам, немедленно объявляются дилетантами и изгоняются прочь. Так произошло с английским ученым Арпадом Пустаи, который предал гласности "неправильные" результаты исследований, свидетельствовавшие о том, что генетически модифицированный картофель способен вызывать неблагоприятные отклонения у шестого поколения потомства подопытных мышей. Сначала ученому "не рекомендовали" продолжать публикацию результатов своих изысканий, потом его просто уволили с работы. А дальше началось такое, что Пустаи, венгр по происхождению, только растерянно произнес: "Я помню диктатуру Хорти, помню правление коммунистов в моей стране, но не могу припомнить ничего подобного".

"Если в послевоенные годы к деятельности большинства ученых еще было применимо словосочетание "научное любопытство", то уже в наше время многие из них имеют общие коммерческие интересы с корпоративным бизнесом. Общество ничего не знает о том, что на самом деле творится в научном мире, доступная информация о новых технологиях не содержит никаких полезных сведений. Это не более чем реклама, - вторит Пустаи его коллега Кристина фон Вайцзекер. - Как правило, деятели науки прикрываются тем, что все это слишком сложно для обывателя. "Просто поверьте нам", - говорят они".

Корпоративному бизнесу власть экспертов обходится, в сущности, недорого. К примеру, экономика корпорации, логотип которой выбрит на затылке вратаря российской футбольной сборной, по объему средств даст сто очков вперед экономике Индонезии, обладающей огромными людскими и природными ресурсами. Другие корпорации, поверь, не беднее. Они не разорятся на заработной плате тысячам хэйсов и миллеров.

Ты по-прежнему полагаешь, что все сказанное - нудный загруз? Ты забил на политику, и тебя, в общем-то, мало волнуют проблемы Америки и Индонезии?

Россия, Владивосток. Судебный процесс по делу журналиста Григория Пасько, обвиняемого в шпионаже в пользу... японской газеты. Прокурор на основании этого обвинения потребовал посадить Пасько на 12 лет. Решить - шпион или не шпион - формально должен вроде бы суд. Однако и тут не обошлось без людей, к которым обращена вежливая просьба человека в мантии: "Пожалуйста, поясните суду..."

Судьба подсудимого может зависеть не от статьи в кодексе, а от того, как эксперты разъяснят обстоятельства дела. В данном случае - сочтут ли они документы, переданные Пасько японцам, составляющими государственную тайну, или нет.

Специалисты в итоге сочли. После чего адвокат подсудимого Иван Павлов решил выяснить - почему? Обоснование выводов выглядело следующим образом: "это ошибка из-за сбоя в компьютере", "у меня плохое зрение", "меня переклинило"... "Одному из экспертов мы сегодня сказали - вот цитата из документа, который вы признали секретным. Будьте любезны, прочтите ее. Он прочел. И я спросил его - что это такое? И он чистосердечно сказал - это маразм" - так впоследствии описывал ход судебного заседания Павлов.

Ты поверил одному эксперту, другому, третьему. А потом очередной эксперт упрятал тебя за решетку. А начиналось все так - ты просто подумал: зачем самому разбираться в том, что за совсем небольшие деньги могут сделать те, кому это положено по штату.

закрытый уже журнал

"fakel детям не игрушка"

| Комментировать

мальчик_c_дельфиномПонедельник, 29/11/2004 12:05
Депрессия

что от зИмы стали неспокойные......


ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Черная полоса

"Депрессия подобна даме в черном. Если она появляется, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она собирается сказать".

(Приписывается Карлу Густаву Юнгу)
 
 

Считается, что симптомы депрессии хоть раз в жизни испытывает как минимум каждый пятый современный человек. В древности, похоже, было то же самое. Герой "Илиады" Беллерофонт "по Алейскому полю скитался кругом, одинокий, сердце глодая себе, убегая следов человека". Первый царь иудеев Саул из библейской Книги Царств страдал меланхолией, и, потерпев поражение в споре с собственной судьбой, бросился на меч.

Древние греки называли такое состояние "черной желчью" (буквальный перевод слова "меланхолия"). В Средневековье этот грех именовали Acedia (вялость, лень). Огюст Морель в XIX веке так попросту считал его признаком дегенерации. А вот гениальный датчанин, основоположник экзистенциализма Серен Кьеркегор писал о собственной хронической депрессии: "Это мое убеждение, моя победа над миром. Я уверен, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, не познал значения жизни".

Кьеркегор и Юнг знали, о чем говорили. Потому что депрессия - лишь проявление глубинных психологических проблем. Если у тебя хватит духу поговорить с "дамой в черном", ты сможешь заглянуть в самую суть, сможешь познать себя. Это и есть "победа над миром".

Формирование депрессии начинается с детства. Будущая жертва обычно растет в тесной близости (почти в симбиозе) с матерью. Понаблюдай за окружающими: тебе наверняка знакомы семьи, где мать предпочитает не воспринимать малыша отдельно от себя, и старается как можно чаще употреблять местоимение "мы". Такой ребенок полностью зависим от мамочки, и оставшись один, он пугается и плачет.

Мать, которая балует ребенка, и мать, которая своему чаду все запрещает, обе совершают серьезнейшие ошибки, которые могут превратить ребенка в депрессивного психотика. В первом случае мать живет со своим ребенком словно в глубоком клинче (это такой прием в боксе, когда один здоровенный мужик прижимается к другому, как бы говоря: "Я понимаю, что не могу больше с тобой биться, и прижимаюсь головой к твоему животу"), и в ответ на каждое проявление ребенком самостоятельности обижается. В результате у ребенка неизбежно формируется чувство вины.

Во втором случае чрезмерно жесткая мать вообще не реагирует на попытки ребенка проявить самостоятельность и воспитывает его по заранее заданной программе. Типичное высказывание - "он плачет уже больше часа, но время кормления еще не наступило". Поскольку усилия ребенка настоять на своих интересах не приводят ровным счетом ни к чему, он смиряется с тем, что, видно, так уж устроен мир, и безнадежно принимает от жизни неизбежные синяки и шишки, не ожидая никаких радостей. Ребенок также постоянно ощущает внутреннюю вину, и, естественно, всегда находит повод "понять", в чем именно он "виноват".

Здесь мы подходим к очень важной особенности депрессии: почти у всех, кто подвержен ее атакам, есть глубокое внутреннее ощущение, что его не любят, что он не нужен и не важен, а следовательно, либо вовсе не имеет право на жизнь, либо может существовать только тогда, когда его замечают другие, то есть фактически - когда он живет для других. Один психолог очень метко сравнил такую ситуацию с аккумуляторами, которые не дают достаточно энергии, так как изначально не были заряжены.

Наши внутренние аккумуляторы (чувство высокой самооценки и уверенности в себе) заряжает в первую очередь родительская любовь. Если в детстве любви недоставало, у человека формируется слабое "я". Когда такой человек оказывается в агрессивном и жестоком мире, он либо испытывает отвращение к самой жизни, либо постоянно обвиняет и наказывает самое себя, либо может испытать счастье лишь в тесном контакте с другими людьми.

В личных отношениях депрессивные личности стремятся к полному слиянию с партнером; их идеал - библейская "едина плоть". Ради достижения этого идеала "депрессант" рад отказаться от собственной личности. Если потребуется, он может попытаться поставить другого в зависимость от себя (например, шантажом вроде "Если ты меня бросишь, я покончу с собой" либо симулированной болезнью). Кстати, в случае тяжелой депрессии может развиться реальное заболевание, как правило, связанное с областью пищевода - депрессивные личности словно кричат миру: "Я не могу все это переварить!". В немецком языке даже существует выражение "печальное сало" (Kummer-Spech). Действительно, разлука с любимым очень часто компенсируется тривиальным обжорством.
Когда один человек нуждается в другом, он старается максимально сократить разделяющую людей пропасть. Для страдающего депрессией это сближение равняется чувству безопасности - ведь, как мы заметили выше, он может сказать: "Если меня кто-то любит, значит, я важен и нужен на этом свете". Порой человеку кажется, что такого сближения можно достичь, если полностью посвятить себя партнеру, "забив" на собственные интересы и ценности. Иногда уничижение себя и возвеличивание другого доходят до полного абсурда. Известен случай, когда депрессивная пациентка, сожитель которой пытался изнасиловать ребенка, узнав об этом, тут же всерьез принялась рассуждать о том, что причина этого - в ее обращении с любимым. Дескать, она слишком сильно пыталась с ним сблизиться, а он таким вот образом якобы пытался от нее освободиться!
Всякому, наблюдающему такие отношения со стороны, очевидно, что ни к чему хорошему они не ведут: чем сильнее депрессивный ставит себя в зависимость от другого, тем более беспомощным становится его собственное "я". Ведь человек во имя любви (которая для него важнее собственной личности) отказывается от всего "своего". При этом чем слабее становится "я", тем сильнее страх, что другой все-таки уйдет, несмотря на все усилия депрессивного. Он уйдет, а что будет со мной, ведь я - духовный банкрот, ноль без палочки?

Так вокруг шеи депрессивной личности затягивается первая мертвая петля. Но есть и вторая петля. И она еще туже. Это петля миролюбия.

Понятно, что человек с депрессивной психикой просто не может позволить себе проявить агрессию. Более того - он даже не может настаивать на своем. Ведь подобная реакция может вызвать ответное раздражение у столь ценного для него (или нее) партнера! Нельзя пилить сук, на котором сидишь.

Но для человека, живущего среди людей, неизбежны злоба, ненависть и агрессия. Для депрессивной личности есть только один единственный выход из этой ситуации - пропаганда бесконечного терпения и приятия. Духовный мазохизм, столь характерный для многих христианских подвижников, в финале приводит к абсурду: депрессивный психотик искренне верит в собственные страдания, не замечая, что при этом заставляет страдать другого. То есть святой реально становится садистом, а грешник - его жертвой. Всем известны бытовые ситуации, когда больной родственник на протяжении десятков лет терроризирует всю семью, или когда сверхзаботливая мамаша калечит сыну судьбу, оправдывая свою опеку перед окружающими тем, что ребенок якобы беспощаден по отношению к ней.

Опасайся повышенной заботливости, чрезмерной скромности, запредельной доброжелательности и гипертрофированной жертвенности - раз попавшись в ловушку "миролюбия", вырваться оттуда нелегко!

Для депрессивной личности есть только один способ исцелиться - необходимо осознать причины собственной печали и зависимости от окружающих. Это сложная душевная работа, порой требующая нескольких лет интенсивной терапии с участием профессионала-психолога.

Проблема в том, что одного понимания причин формирования депрессии далеко не достаточно, чтобы навсегда избавиться от ее мрачных симптомов. Задача страдающего ею - не превращать каждый раз отношения любви или дружбы в болезненную привязанность с сопутствующим ей страхом расставания. Люди рождаются и умирают в одиночку - такова жизнь. Но чтобы во всей глубине прочувствовать эту бескомпромиссную истину, придется, по сути, заново пережить несколько первых лет своей жизни, взглянув на то, что так пугало нас в детстве, глазами человека взрослого, то есть умного, самостоятельного и сильного.

Но, расставшись с депрессией, не стоит вместе с водой выплескивать и ребенка - уникальную способность к самоотдаче ради другого, готовность к близости и открытости, и то уникальное наслаждение от любви, которого многим, не страдавшим недугом меланхолии, вовсе не дано испытать.

 

 

Факел

детям не игрушка

Комментарии (1) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномСреда, 17/11/2004 02:44
40 секунд на жизнь без секса
40 секунд на жизнь без секса

Таня Хотенко

№2. 2003 год.




  Иногда мужчине не хочется женщину. Не потому что он гей. Не потому что он старый. Просто мужская жизнь состоит не только из секса, впрочем, как и женская - не только из любви. Ни та ни другая сторона этого не признает. А зря.

   Мужская точка зрения

Когда отцы учат своих сыновей ухаживать за женщинами, они говорят очень много глупостей, руководствуясь не столько своим печальным опытом, сколько желанием выпендриться перед собственным ребенком. Впрочем, время от времени в этих потоках полового сознания проскальзывают капли здравого смысла. Одна из этих здравых заповедей состоит в том, что сексом ухаживания надо заканчивать, а не начинать. Не стоит все сваливать на консервативность наших матушек - "аксиома конца" работает чаще в мужских головах, чем в женских.

Вот, например, ты случайно встретился со старинной подругой, у которой, как и у тебя, за плечами бурная жизнь и не менее бурный развод. Как водится, вы просидели целый час в кафе, обсуждая неудавшуюся личную жизнь. Как водится, вы сошлись на том, что найти подходящего человека очень тяжело, а когда, наконец, находится кто-то, с кем можно иметь дело, он или она немедленно тащит тебя в постель под издевательское хихиканье друзей и знакомых. Придя к единому мнению, вы выпили за это дело, поболтали еще с полчаса и разошлись.

Ни до, ни во время, ни после встречи полового влечения не наблюдалось. Через неделю вы столкнулись на улице и договорились сходить куда-нибудь перекусить после работы. И пошли. И классно пообедали в маленьком ресторанчике. Вдохновленные атмосферой, вы продолжили обсуждать вопросы, касающиеся личной жизни - в основном ты жаловался, а она слушала. Потом она рассказала тебе свою печальную историю, и вы сошлись на том, что все женщины - дуры, а все мужики - козлы. Ни до, ни во время, ни после встречи полового влечения не наблюдалось. Через три дня тебе звонит ваша общая подруга и, понижая голос, как во время разговора с тяжело больным, спрашивает:
- Что с тобой?
- В смысле? - отвечаешь ты, не понимая ровным счетом ничего.
- Ты... ты теперь только с мужчинами это делаешь?
- Что-о-о-о-о-о?????
- Ну... это.
- Ты имеешь в виду мою сексуальную ориентацию?
- Ну да.
- Я люблю женщин.
- Тогда почему.... Почему... почему ты не трахнул Олю???

То есть выходит, что, поболтав с женщиной два раза и пригласив ее на обед один раз, ты должен с ней спать. Как у Льва Толстого - ездишь в гости - женись. А не женишься, то нечего и ездить. И что теперь, ходить в рестораны в гордом одиночестве всю оставшуюся жизнь?

Примечательно, что оба раза Ольга выступала категорически против секса на ранних стадиях отношений, а после третьего бокала вина вообще склонялась к тому, что надо было выходить замуж девственницей, мол, меньше знаешь - крепче спишь.

...Знакомым мужского пола об этой истории лучше не сообщать - их реакция может быть непредсказуема. Представь, ты жалуешься приятелю-интеллектуалу: "Знаешь, мне совершенно непонятно, как строить отношения с женщинами. Что бы я ни делал, у меня ничего не получается - они думают только о сексе. Как с ними общаться, я не понимаю". Приятель смотрит на тебя с подозрением, а потом выдает свежее, практически революционное решение проблемы: "Общайся с мужчинами". - "Так я и поступлю. Начну с тебя". Приятелю-интеллектуалу говорить такие вещи нельзя. Приятели-интеллектуалы в таких случаях сразу начинают анализировать твое поведение с точки зрения теорий Фрейда, Юнга и Эрика Берна. Перстень у тебя на пальце станет символом желания укрыться в материнской утробе, привычка теребить его - неосознанное стремление к половому акту, а то, что перстень мужской, будет говорить о латентном гомосексуализме. В общем, тем, кто носит на безымянных пальцах перстни, здоровые отношения с женщинами не светят.
Также не стоит решать эту проблему и с приятелями, которые избытком интеллекта не страдают. Если ты перескажешь такому свою историю с Олей, он возопит: "Старик, почему ты ее не трахнул? Таких драть надо и драть, сама в руки идет. Что-то ты, старичок, совсем запидорел!!!!"

Да, с этим другом вы делились впечатлениями от первых секс-побед, когда вам было семнадцать. Но десять и двадцать лет спустя эта тактика уже не проходит. Хвалиться половыми достижениями и прыгать в постель с любой, лишь бы взять количеством, - удел не мужа, но мальчика. Но все, в том числе и женщины, не говоря уж о друзьях и родителях, так привыкли к этому мальчишескому образу, что шаг в сторону человеческого образа рассматривается как побег из клана гетеросексуальных мужчин в целом.

Что это? Неужели только ты один в этом мире чувствуешь себя неловко после того как переспал со случайной женщиной? Неужели прыгать в постель с дамой, которую ты знаешь всего лишь один академический час, - это святая обязанность мужчины? Неужели весь мир действительно считает, что мужчины - тупоголовые имбецилы, у которых мозгами заправляют гормоны и которые этими мозгами думают только о сексе?

Да, согласно исследованиям американских психологов, среднестатистический мужчина двадцати лет от роду вспоминает о сексе в среднем каждые двадцать секунд. Но уже в возрасте сорока лет мужчина думает о сексе в среднем раз в минуту! Соответственно, у него высвобождается сорок секунд, чтобы подумать о Родине, матери, детях, друзьях, футболе и пиве. А не о женщинах. Первым делом - самолеты, ну а девочки - потом. Проблема девочек в том, что они никак не могут попасть в этот график, не понимая, что чем дольше они будут оттягивать постель, тем больше будет накапливаться у мужчины желание, двадцать секунд покажутся длинными, как двадцать веков истории человечества, пульс участится, пещеристые тела наполнятся кровью, и лев ляжет рядом с ягненком, и возрадуются праведники, и на свете, наконец, появятся счастливые женщины. Только чтобы все это было, дайте мужчине пожить своей жизнью. Хотя бы сорок секунд.


Женская точка зрения

Бывает так - звонит тебе давняя подруга Ольга и рассказывает: "Ты знаешь, мы встретились с ним на улице, он затащил меня в кафе и целый час рассказывал о том, как он несчастен с женщинами. Ну это еще ладно, но через несколько дней мы встретились на улице, и он пригласил меня в ресторан. И там он тоже рассказывал, как он несчастен с женщинами. Я смотрела на него и думала - как же так, такой классный мужик, с отличной работой, с деньгами, такой обходительный..." Ольга понизила голос и заговорщицки сообщила: "И при этом он даже не попытался ко мне пристать, хотя я тоже рассказывала ему, как несчастна с мужчинами. Он просто разговаривал и все! Я думаю... он голубой. Только, наверное, и сам боится себе в этом признаться".

Под дальнейшим Ольгиным напором я пообещала проверить эту вздорную теорию - хотя знала абсолютно точно, что наш общий друг голубым не был. То есть, буквально, из собственного опыта знала. Не случайно ему так не везло с женщинами. В молодости он отличался крайней пылкостью по отношению к дамам, пытался усадить на себя все, что движется, и, как следствие, дамы переставали воспринимать его как личность, а только как самодвижущийся механизм для удовлетворения половых потребностей. Вот и допрыгался - стоило ему хоть несколько замедлить движение в сторону постели, его сразу все начали принимать за гея.

...Старый анекдот про то, что мужчина, который хочет, но не может, лучше того, который может, но не хочет, рассказывают в основном дамы за сорок, воспитанные женскими коллективами в стенах НИИ советского образца. Мы - другие. Даже в сорок мы останемся продвинутыми девушками с двумя высшими образованиями и списком любовников, на которой хватит разве компьютерной, но никак уж не девичьей памяти. Мы этого анекдота про мужчину, который может, но не хочет, не понимаем. Мы привыкли, что, видя нашу грудь под блузкой, особи противоположного пола цепенеют, а когда мы, гордые, красивые хиляем по стриту, они падают и укладываются в штабеля сами собой. Ну так а зачем иначе надевать мини-юбки, накладывать косметику и передвигаться походочкой "от бедра"? Нет чтобы брать пример с американских сестер, которые в своем феминизме давно уже отказались от всех этих излишеств, и в службах знакомств публикуют объявления без фотографий - потому что предполагаемые кандидаты должны ценить их personality, личность, а не голые коленки.

Глубокое заблуждение мужчин в том, что именно они играют ведущую роль в отношениях между полами, привело к тому, что некоторые женщины тоже в это верят. И поэтому считают, что мужчину можно привлечь только сексом, едой и водкой. О личности тут разговор не идет, личность в загоне.

Как с этим бороться? Ну, во-первых, заиметь в жизни еще какие-нибудь интересы, кроме мужчин. Я не призываю женщин стройными рядами идти на футбол, но вот сесть на велосипед, встать на горные лыжи, сыграть в бильярд или прыгнуть с парашютом еще никому не помешало. Опять же, с мужчинами можно заниматься всем этим без мыслей о сексе - ну хотя бы в течение сорока секунд.

Главное правило наших бабушек - чем медленнее идти к постели, тем слаще будет секс - работает до сих пор. Отвлекитесь. Подумайте о футболе. Подумайте о том, что можно прикупить в соседнем бутике. Послушайте друг друга без того, чтобы друг друга мысленно раздевать. И вообще, займитесь собой - неужели это тело напротив более интересно, чем весь остальной окружающий мир?

Идеальный вариант развития отношений

Ольга со своим другом идет в кафе. Там они жалуются друг другу на жизнь. Потом, встретившись случайно на улице, идут в ресторан и продолжают жаловаться друг другу на жизнь. После этого, когда ей в следующий раз захочется пожаловаться на жизнь, она звонит не мне, а ему. Только вместо жалоб предлагает ему сходить, например, на выставку старинных автомобилей. Или просто в парк отдыха - между прочим, аттракционы прекрасно развеивают хандру.

Вот они идут вместе куда-нибудь, где можно активно развлечься. Там они, натурально, кричат, визжат и держатся за руки в толпе - чтобы не потеряться. На следующий день он опять приглашает ее в ресторан - чтобы обсудить впечатления предыдущего дня. Там они уже не жалуются друг другу на жизнь, а веселятся напропалую, обсуждая дальнейшие совместные действия.

Примерно через пару-тройку совместных акций она приглашает его на дачу, где в стогу сена под звездами все и происходит в первый раз. По обоюдному, между прочим, желанию. Никто никого в постель не тащит - никакой постели вовсе нет, просто надо укрыться от дождя в стогу...

 

www.fakel.org
www.fio.ru
Комментарии (4) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномПонедельник, 15/11/2004 07:10
азбучные истины

перечитал немного из архива.... опять потянуло на слова, которые выстегивают и заставляют проснуться...

 

Азбучные истины, или идиоты

Сидит в электричке человек лет четырех, смотрит в окно и чего-то там напевает. Еще он болтает ногами, досаждая этим мамочке, чем-то сильно расстроенной, сидящей напротив.

- Ты прекратишь или нет?

Он прекращает ненадолго, но он же поет, но поезд же идет, как же можно не болтать!

- Смотри, опять испачкал, идиот!

"Идиот" улыбается виновато, потом заискивающе, но на мамочку это не действует. Через некоторое время опять:

- Дрянь бестолковая!

..?!! Но она же его мама, и он поджимает губы и смотрит на меня. А чем я могу помочь ему, я лишь сочувствую ему глазами и вдруг встречаю взгляд мудрейшего человека... Он опускает голову, слушая оскорбления, и вздыхает легко и мирно.

Из цикла "Фрески" Максима Яковлева.



Когда мы делали этот номер, я безвылазно сидел в тихом городе Хельсинки - на финской студии мы озвучивали "Коллекционера". Вечерами получал тексты по "мылу", читал, браковал и хвалил, серфил по Сети по присланным ссылкам и наткнулся вот на этот рассказик.

Родителей не выбирают. Но это единственное, чего мы не можем изменить. Даже если твое самое большое желание сейчас - забыть своих предков как страшный сон и ринуться, свободному, в новую жизнь - это не получится. Если, конечно, ты не хочешь потерять человеческий облик. Если ты не хочешь, чтобы твои дети так же мечтали поскорее забыть о твоем существовании.

Сегодняшний мир устроен так, что каждый из нас становится все более независимым, все более отдельным, непохожим. Человеческая индивидуальность - главная гуманитарная ценность современного общества. Если мы хотим быть цивилизованными людьми, нам приходится учиться держать дистанцию. В Европе и Америке дети не бросают своих родителей. Но они звонят им перед тем, как зайти в гости. Перед вступлением в брак заключается подробный контракт, чтобы,
в случае чего, не иметь друг к другу взаимных претензий. Это очень правильно - у нас нет прав собственности на наших близких.

Любые отношения нужно строить сознательно. Партнера, в отличие от родителей, мы выбираем самостоятельно. На собственном опыте я знаю, что семья обязательно должна начинаться с чувства - это важно. Но со временем чувство становится другим - на первый план выходят уважение, теплота, искренность, защищенность...

Все вышесказанное очень верно - как любая азбучная истина. Руководствуясь ими, можно было бы жить очень хорошо и спокойно. Но человек - существо странное. Неправильное. Ему хочется любви. Хочется думать, что подлинная любовь не считается с обстоятельствами. Что настоящая любовь стоит того, чтобы за нее платить... И человек расплачивается - слезами, нервами, искалеченной судьбой. И чувствует себя идиотом. Идиотом, прожившим настоящую жизнь.
Я думал об этом, когда снимал "Коллекционера": быть живым больно. Но когда болит, ты чувствуешь, что ты есть.

...Они столкнулись у булочной, случайно. Застыли и смотрели друг на друга. Пятнадцать лет были мужем и женой и пять лет как не виделись.

- А ведь хорошо нам было вообщем-то, правда? - Правда… Он опаздывал на поезд, у нее кончался перерыв, они стояли, сомкнувшись лбами. Никто не хотел уходить, и поэтому не уходил. Проехал его поезд и кончился ее перерыв, а они все стояли, уткнувшись лбами, потому что было хорошо. Не говорили. Не плакали. И опять разошлись, боясь обернуться и посмотреть вслед. Я ничего не понимаю в этой жизни.


Мне нравятся рассказы Максима Яковлева. Вам могут нравиться совсем другие рассказы. Но мы останемся ничего не понимающими в этой жизни беспомощными идиотами - если не научимся держать дистанцию. Которую иногда так хочется сократить до минимума.

 

www.fakel.org

| Комментировать

мальчик_c_дельфиномПятница, 10/09/2004 02:40
----- река -----

Хулио Кортасар

Рассказ из книги "Конец игры"
Перевод Вс. Банго


 Ну что же, положим, ты уходила, пообещав напоследок броситься в Сену или что-то в этом же роде, обычные глупости, которые только и могут произноситься глубокой ночью, на скомканной простыне, ватным языком, а я их едва слышу, несмотря на твои попытки легкими прикосновениями привлечь мое внимание, так как давно уже глух к подобным твоим словам, скользящим по ту сторону моих закрытых глаз, по ту сторону сна, увлекающего меня куда-то вниз. А впрочем, это и к лучшему, что мне за дело, ушла ли ты, утонула ли, или все еще идешь по набережной, глядя в воду, а кроме того, все не так, ведь ты еще здесь и прерывисто дышишь во сне, и ты не уходила, уйдя среди ночи, когда сон меня еще не сморил, ибо мне помнится, что ты собиралась броситься в Сену или что тебе было страшно, однако ты передумала, и вот уже ты совсем рядом, и ты слегка колеблешься во сне, как если бы тебе снилось, что ты все же ушла и наконец оказалась на набережной и бросилась в воду. И так из раза в раз, чтобы потом заснуть с опухшими от глупых слез глазами и спать до одиннадцати, часа, когда разносят утренние газеты с сообщениями о тех, кто действительно утопился.
 До чего ты смешна. Твоя патетическая решительность, такие театральные жесты, как потребность, уходя, хлопнуть дверью, заставляют задаться вопросом, неужели ты и впрямь веришь в свои угрозы, в свой дешевый шантаж, набившие оскомину полные драматизма сцены, замешанные на слезах, реестр эпитетов и упреков. Ты достойна другого мужчины, который не оставит твои слова без ответа, с которым вы мало-помалу вырастете в идеальную пару, в потихоньку смердящих мужчину и женщину, разлагающихся, глядя друг другу в глаза, чтобы удостовериться в ничтожной отсрочке, и снова жить, и снова ринуться в утверждение истинности невозделанного клочка земли и дна кастрюли. Итак, предпочитаю молчать, закуриваю сигарету и слушаю тебя, слушаю твои жалобы (согласен, однако чем же я могу помочь) или же, что куда предпочтительнее, засыпаю, убаюкиваемый твоими привычными проклятиями, прикрыв глаза и совместив на мгновение первые приливы сна с забавными взмахами твоих рук в ночной рубашке при свете люстры, которую нам подарили в день нашей свадьбы, и наконец, по-видимому, засыпаю, взяв с собой (признаюсь тебе в этом почти с любовью) все мало-мальски пригодное из твоих жестов и упреков, клокочущий звук, искажающий губы, посиневшие от негодования. Мои сны от этого станут богаче, в них, поверь мне, топиться никто не станет.
 Будь это так, что тебя держит в этой постели, которую ты готова сменить на другую, широкую и струящуюся. Ты спишь и во сне слегка шевелишь ногой, придавая простыне все новые и новые очертания, похоже, ты чем-то раздражена или, скорее, огорчена, и твои губы, напитанные презрением, усталостью и горечью, едва ли не препятствуют дыханию, порывистому, как ветерок, и не будь я ожесточен из-за вечных твоих пустых угроз, я, как прежде, считал бы тебя прекрасной, как если бы во сне ты снова стала бы почти желанной, возвращая нас к утраченной близости и прежним чувствам, столь далеким от этого тревожного утра, зашелестевшего шинами и заголосившего холопствующими петушиными криками. Стоит ли снова и снова задаваться вопросом, действительно ли ты ушла и ты ли это хлопнула дверью в тот самый миг, когда я погружался в беспамятство, поэтому-то, наверное, я и хочу касаться тебя, пусть даже и не сомневаясь в том, что ты здесь, что ты так никуда и не вышла, это всего лишь ветер захлопнул дверь, мне померещилось, что ты ушла, а ты тем временем, не догадываясь, что я сплю, запугивала меня угрозами. И все же я к тебе прикасаюсь лишь потому, что так приятно в зеленоватом предрассветном полумраке дотронуться до вздрогнувшего и отпрянувшего плеча. Мои пальцы повторяют безупречную линию шеи, меня ласкает твое ночное, приторно-сладкое дыхание, и вот уже неосознанно привлекаю к себе твое едва прикрытое простыней тело, и, хотя, глухо протестуя, ты изгибаешься, пытаясь высвободиться, мы оба прекрасно знаем эту игру, чтобы в нее не верить, так уж заведено, чтобы ты отворачивалась, что-то отрывисто бормотала, отбиваясь всем своим дремотным и покоренным телом, все равно в эти мгновения мы нерасторжимы, раз черная и белая нити свирепо сплетаются, как пауки в кувшине. Простыня вспыхивает белыми складками, прорезывает воздух и растворяется во мраке, и тогда рассвет обволакивает нас, уже нагих, единым вязким колеблемым светом, хотя ты все еще сопротивляешься, вскидываешь руки, сжимаешься, и вдруг - бешеные всплески бедер, и снова защелкнуты адовы клещи, готовые отторгнуть меня от меня самого. Мне приятно владеть тобой (как и прежде, неспешно, с ритуальной изысканностью), бережно гнуть твои камышовые руки, приноравливаясь к блаженству трепещущего тела, распахнутых глаз, пока наконец ты не затихаешь в плавных муаровых ритмах, пузырьками со дна ко мне поднимаясь, я с нежностью запускаю пальцы в твои рассыпавшиеся по подушке волосы, с удивлением вижу, как в зеленом полумраке к тебе струится моя рука, и я уже знаю, что тебя только что извлекли из воды, конечно же, слишком поздно, и ты лежишь теперь на каменной набережной, в обрамленье туфель и криков, лежишь лицом кверху, нагая, и влажны твои волосы, и распахнуты твои глаза.

Комментарии (1) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномСреда, 08/09/2004 07:09
----бремя новостей----
Бремя новостей

Александр Щипин

№9. 2002 год.




  Признаками агонии человеческого организма являются затемненное сознание, отсутствие пульса, расстройство дыхания, которое становится неритмичным, поверхностным и судорожным, понижение артериального давления, кожа, которая становится холодной, с бледным или синюшным оттенком. Признаком агонии цивилизации являются телевизионные новости.

   Новости - это крайняя степень деградации знания.

Изначально знание понималось как результат познания человеком самого себя, окружающего мира и всей совокупности своих связей с ним. Впоследствии, где-то на рубеже XVIII века, знание стало пониматься как совокупность идей и умений, необходимых для производства определенного продукта. В ХХ веке знание пало до самой низкой из возможных отметок - оно превратилось в новости.

Сегодня мы живем в эпоху новостей. Мы ежедневно читаем, слушаем и смотрим новости, думая, что получаем из них информацию о себе и окружающем мире. Для миллиардов людей новости - это вообще единственный источник подобной информации. Высшая и крайняя форма новостей, где имманентно присущая им пустота достигает максимума, - это телевизионные новости. Практически на каждом канале несколько раз в день выходят выпуски новостей, постоянно получая огромные рейтинги. Более того, существуют всем известные (не будем показывать пальцем) каналы, только новостями и занимающиеся. Совершенно естественно возникает вопрос - что в этом плохого, где зарыты раки, кто убил Лору Палмер и кому это выгодно?

Начнем с конца. Выгодно все это, естественно, самим телеканалам. Именно они старательно поддерживают великий современный миф о важности новостей. Благодаря этому люди, владеющие телевидением, убивают сразу двух жирных похотливых зайцев: во-первых, создается огромная аудитория для рекламодателей - людей приучают несколько раз в день смотреть новости, а это покруче отдачи от любого сериала, а во-вторых, появляется очень действенный инструмент для нежного и вдумчивого промывания мозгов, так как новости (не всегда успешно) притворяются объективным изложением событий и фактов с минимальной их интерпретацией. Для успешного управления большими массами людей всегда необходимо совпадение двух условий: само воздействие не должно осознаваться, но люди должны получать от этого процесса удовольствие. Новости с успехом сочетают в себе то и другое.

Временно зарыв в песочницу топор конспирологии и признав, что вряд ли мировое правительство контролирует с помощью новостей все население Земного Яблока, предположу, что дело здесь все-таки не столько в пропаганде, сколько в банальном удовлетворении спроса подсевших на новости зрителей дилерами-телекомпаниями. Спрос же этот основывается на присущей человеку склонности к подглядыванию. Подобно бледному от стахановской мастурбации подростку, сидящему с биноклем на балконе и жадно следящему за семейной парой в окне дома напротив, которая все никак не хочет начать совокупляться, телезритель подглядывает за целым миром и чувствует свою причастность к большой настоящей жизни, не прекращающейся ни на секунду.

Люди, смотрящие новости, совершенно искренне полагают, что то, о чем им рассказывают, - важно. Человек действительно нуждается в получении информации. Точнее говоря, человек нуждается в знании, но ему постоянно подсовывают некие его суррогаты. Знание второго уровня, знание как технология по крайней мере является честным и выполняет свою функцию, помогая человеку добиться некоего, заранее определенного, результата. Насколько важен этот результат и есть ли вещи важнее его - это уже другие вопросы. Что касается знания третьего уровня, или новостей, то они теоретически призваны давать человеку информацию о состоянии окружающей его среды, с тем чтобы он мог принимать их во внимание и, возможно, влиять на них при достижении своих целей. Однако 99% получаемых телезрителем из новостей сведений не имеют к нему отношения и никак не могут быть им использованы.

При этом тот самый один процент информации, действительно существенный для человека - сколько будет стоить водка или где теперь стоят проститутки, - хоть и доходит до его сведения, но выдается за нечто не очень важное и в любом случае стоящее гораздо ниже в шкале ценностей настоящего гражданина, чем не имеющая к нему, по правде сказать, ровным счетом никакого отношения катастрофа или протокольная встреча на самом что ни на есть высшем уровне. Все это приводит к серьезной деформации мировосприятия и никак не способствует душевному здоровью человечества. Кроме того, набор тем, фигурирующих в новостях, крайне ограничен - в сюжетах меняются только действующие лица, а часто одни и те же сюжеты просто штампуются из года в год. В сущности, нет даже большой необходимости снимать новые кадры - из архивных материалов всего лишь годичной давности, которых, конечно, никто из зрителей уже не помнит, можно превосходным образом делать новые сюжеты, и в той или иной степени это даже изредка практикуется.

Как следствие, мир и происходящие в нем события отчуждаются от человека - так как единственным источником сведений о мире становятся новости, неинтересные и ненужные человеку, то и сам мир становится человеку неинтересен и ненужен, даже если сам человек еще этого не осознает.

Все, сказанное выше относительно содержания новостей, в равной степени относится к любому их носителю - газете, радио или телевидению. Однако, как считал весьма популярный сегодня исследователь масс-медиа Маршалл Маклюэн, контент СМИ не имеет никакого значения. Media is the message (а также, как известно, massage, но мы сейчас не об этом). Телевизионные новости здесь занимают совершенно особую нишу. Они по определению не могут донести до человека никакого знания, ибо являются квинтэссенцией телевидения вообще. Телевидение же характеризуется мозаичностью изображения, складывающегося из множества точек и цветовых пятен, предпочтением, отдаваемым крупному плану перед общим, а также короткому действию перед долгим и отсутствием прямой логической связи между сюжетами, относящимися к разным временам и пространствам.

Информация, поданная подобным способом, не осознается телезрителем, а немедленно сворачивается в некий цельный миф, ибо именно так воспринимали мир первобытные люди. "Каждый мгновенно возникающий телевизионный образ, - писал Маклюэн, - требует от нас, чтобы мы создали замкнутое пространство конвульсивной работой органов чувств, являющейся по существу своему кинетической и тактильной, ибо тактильность - это взаимодействие чувств, а не просто контакт участка кожи с предметом". Таким образом, мир, создаваемый в сознании зрителя новостей, становится замкнутым миром без внутренней логики, но с обилием тактильных ощущений, - то есть с миром, крайне близким к существовавшему в сознании первобытного человека, миром, где нет места знанию.

Наша цивилизация умирает. Внешне все еще выглядит благополучно - сильные молчаливые люди закручивают что-то важное ключом на семнадцать, водят автомобиль "Жигули", пишут тезисы к послезавтрашнему докладу. Но вечером они включают телевизор и, не отрываясь, внимательно смотрят новости чужого и непонятного мира. Мы уже обречены, и вряд ли у нас осталось много времени.

А новостей на сегодня больше нет.

Комментарии (3) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномСреда, 08/09/2004 01:31
--- SEX / OFF ---
Sex/off

Александр Щипин

№6-7. 2002 год.


  В мире есть ряд вещей, о которых просто невозможно писать серьезно. О пользе наркотиков, например, или о том, что это Земля вокруг Солнца вращается, а не как на самом деле. То есть писать-то, конечно, можно, более того, можно даже все это очень грамотно и убедительно аргументировать, но все равно - прочитает это скучающий пассажир автобуса № 688 и, ткнув соседа локтем в бок, резонно спросит: "Слышь, Васёк? Он чё - дурак или притворяется?".

   Сложнее всего писать о вреде секса. Тут уж всем сразу ясно, что автор не просто дурак. Пассажир проницательно ухмыльнется и, снова потревожив многострадальные ребра Василия, довольно произнесет: "Видал, Вась? У пацана ПРОБЛЕМЫ!".

Есть, конечно, и положительные моменты - такие статьи можно показывать знакомым девушкам и надеяться, что они тебя пожалеют и воспылают желанием наглядно продемонстрировать, что секс совсем не вреден, а даже кое в чем, безусловно, полезен. Правда, я бы на их месте не стал. Мало ли какие у такого человека еще тараканы в голове?

В общем, не буду я рассказывать о том, что секс - это плохо. Сам по себе секс - это очень даже хорошо. Проблема в том месте, которое он занимает в современной цивилизации. Потому что наша цивилизация откровенно и недвусмысленно сексоцентрична.

Невозможно ступить ни шагу, чтобы не вляпаться в секс. Люди занимаются сексом, люди думают про секс, люди разговаривают о сексе. Наука, искусство, бизнес, политика - все это оборачивается сексом. Созидание само по себе теряет значимость. Люди хотят добиваться успеха, чтобы быть желанными, чтоб иметь больше возможностей заниматься сексом. Для того тобы продать товар, нужно намекнуть потенциальному покупателю, что обладание этим предметом повышает сексуальную притягательность. Для того чтобы победить соперника, нужно доказать ему и всем окружающим, что ты более сексуален.

Не обошлось тут, естественно, без Зигмунда Фрейда. В наше время уже никто не верит, что бывают просто сны, - даже если либидо и не играло изначально в поведении человека той роли, которую ей приписал Фрейд, распространение его теорий привело к тому, что мотивацией любых поступков человека априори считается - и, как следствие, является - половое влечение.

Секс сам по себе не может быть злом - как не могут быть злом еда или питье. Проблема секса - это проблема его избыточности в жизни отдельного человека или в коллективном сознании общества. Подобные перекосы всегда порождают ответную избыточную реакцию - в лице, например, участников известной эхоконференции RU.ANTISEX, клеймящих секс как вредный наркотик, мешающий человеку жить и работать.

Антисексисты, вышедшие на эту безнадежную и трогательную битву, напоминают осыпаемого насмешками городского сумасшедшего, который тщетно умоляет людей готовиться к отражению атаки кровожадных пришельцев. Он жалок и смешон, но летающие тарелки уже разворачиваются боевым порядком на земной орбите.

Самой, пожалуй, здравой идеей противников секса является предположение о связи творческой энергии с сексуальной. Мысль эта, собственно говоря, неоднократно озвучивалась и до них, но большого внимания на нее никто почему-то не обращал. Наиболее откровенно ее выразил грубый Хемингуэй, заявивший, что "книги и дети делаются из одного материала". Можно, кроме того, вспомнить разнообразные мифы и легенды, где прямо ставится знак равенства между отказом от секса и силой (поверье, что приручить единорога может только девственница, и т. д.). Многие религии табуируют секс или как минимум секс сверх необходимого минимума - в христианстве первородным грехом, из-за которого человечество не живет в Эдеме, считается, между прочим, именно половое влечение.

До сих пор это явление, для многих интуитивно очевидное, оценивалось с точки зрения фрейдистской теории сублимации сексуальной энергии в творческую. То есть, как объяснял нам учитель Николай Палыч, это когда, грубо говоря, мальчик хочет целоваться с девочкой, а вместо этого идет заниматься комсомольской работой.

Но вся теория Фрейда, естественно, исходит из того, что половое влечение первично. Если же предположить, что первичной является как раз творческая, созидательная энергия, то вся ситуация обретает совершенно иной смысл.

Тем для размышления здесь более чем достаточно. Можно, например, попробовать совместить теорию пассионарности этносов со значением, которое в этих этносах придавалось сексу. Другими словами - не была ли сексуальность в пассионарных этносах сведена к необходимому для его выживания минимуму? Не распалась ли, действительно, как это ни банально звучит, Римская империя из-за своей развращенности?

Спекулировать на этой теме, повторяю, можно бесконечно. Но прежде чем заняться претворением идей антисексистов в жизнь, задумайся над словами Микеланджело. Что для тебя важнее - изваять великую скульптуру или доставить удовольствие любимому человеку? Просто реши это для себя.

(C) Fakel детям не игрушка
Комментарии (1) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномВторник, 07/09/2004 05:17
Fakel детям не игрушка

Мы получаем большое количество писем с просьбами опубликовать интервью с Юрием Грымовым. И вот в нашем юбилейном номере шеф-редактор нашего журнала и известный режиссер рассказывает о себе и своих проектах.

   Fакел: Юрий, помните, был такой популярный фильм в 80-х - "Курьер"? Там одна пожилая дама говорила: "Я каждый день смотрю телевизор и поэтому точно знаю, что у нас замечательная молодежь". Вы сейчас возглавляете Дирекцию молодежных программ в Федерации Интернет Образования. А какая молодежь сегодня, вы себе представляете?

Юрий Грымов: Ну уж точно не такая, как чаще всего показывают по телевизору. Когда-то умная женщина и хорошая актриса Мэрил Стрип сказала, что проще всего получить "Оскара", сыграв какого-нибудь сумасшедшего наркомана или несчастную проститутку. А сыграть здорового, нормального человека и получить за это "Оскара" невероятно сложно. Вот и телевидение у нас в погоне за рейтингами совсем не напрягается, чтобы показывать реальную, нормальную молодежь. Гораздо проще показывать дебилов и наркоманов. Эффектнее, зрелищнее, а потому - выгоднее. Посмотрите, во что сейчас превратились ежедневные новости - сплошные "Катастрофы недели" или бесконечная программа "Вы - очевидец". Никакого позитива! Большая часть журналистов не утруждает себя, чтобы копнуть глубже. Между тем молодежь у нас - не скажу, что совершенно замечательная, но она - очень разная...

F.: Не только дебилы и наркоманы?

ЮГ: Представление о том, что современная молодежь - сплошные ублюдки и отморозки, крайне неверное. Те, кто так говорит, не имеют о молодежи совершенно никакого представления. Подавляющее большинство нынешней молодежи - это очень активные, целеустремленные, позитивно настроенные люди. И они, конечно, более критично относятся ко всему, что им "вешают на уши" взрослые товарищи. Они не хотят воспринимать жизнь как раньше - все на веру, а требуют доказательств. Гораздо проще навешивать ярлыки, чем разговаривать с молодежью на равных, аргументируя свою точку зрения, доказывая свою правоту...

F.: В общем, надо не впадать в обличительный пафос, а общаться с молодежью? Например, заниматься ее образованием...

ЮГ: Ну да. Это, знаете, как старый разговор о том, как бороться с наркоманией: лечить тех, кто сейчас болен, или заниматься новым поколением. Для меня ответ очевиден - заниматься новым поколением. Теми, кто еще не подсел на наркотики. Поэтому и вопросы образования сейчас как никогда актуальны. Надо не кричать на всех углах, что вот, "лучшие мозги утекают на Запад", а заниматься выращиванием новых "мозговитых" юношей и девушек, обеспечивать им достойное применение и возможность самореализации. Кстати, Интернет для этого - очень удобное поле. Если сейчас Россия не ухватится за Интернет, то мы можем со временем сильно отстать в развитии. Именно поэтому Федерация Интернет Образования готовит прежде всего учителей. Здесь собрались потрясающе образованные и современные люди, которым действительно небезразлично развитие образования в стране. Я рад, что они не кричат об этом на каждом шагу, а просто делают свое дело. Чтобы дети в наших школах учились не у тех педагогов, которые "отстали от поезда", а которые могут считаться современными.

F.: В Федерации Интернет Образования вы также являетесь шеф-редактором журнала "Fакел". Кому, на ваш взгляд, адресован журнал?

ЮГ:О журнале "Fакел" исчерпывающе написано на его обложке: "Журнал для тех, кому больше всех надо". Это журнал для думающего человека от 16 до 25 лет, которому небезразлично собственное будущее. Для такого человека, который знает, что кроме него самого за него никто другой не несет никакой ответственности. Который знает, что жизнь сложна. Но и прекрасна именно потому, что несправедлива. Такой человек не будет сидеть и ждать, что ему что-то принесут "на блюдечке с голубой каемочкой". Он будет всего добиваться сам, собственными силами, собственными мозгами...

F.:В общем, журнал явно не для поколения потерянных людей...

ЮГ: Это журнал для "Поколения ОК", для тех, у которых все хорошо. Для нового поколения молодежи, которые занимаются собой, своим образованием, не прозябают дни и ночи напролет по притонам и кабакам, а живут насыщенной жизнью и ценят эту жизнь во всех ее проявлениях. С каждым годом таких молодых людей в нашей стране становится все больше.

F.: В чем принципиальное отличие "Fакела" от других журналов?

ЮГ: В том, что он зажигает, в прямом и переносном смысле. Зажигает желание пошевелить собственными мозгами. Почитать то, что в нем напечатано. Обдумать. Может быть, обсудить с друзьями. Сделать для себя какие-то выводы - причем собственные выводы. Так как в "Fакеле" мы стараемся не давать ничему окончательных оценок и уж тем более не выводить какую-то мораль.

Этого не будет в "Fакеле" никогда. Потому что мораль - это ты сам. Мы в "Fакеле" не отвечаем на вопросы, мы их задаем. Я вообще не люблю журналы, которые отвечают на все вопросы. В которых журналисты почему-то решили, что их сугубо личная точка зрения является истиной в последней инстанции. А между тем они сами нередко плохо разбираются в том, о чем пишут. И это еще полбеды. Зачастую они просто не напрягаются, чтобы в этом разобраться. При этом они забывают, что читатели ничуть не глупее их и что давно прошли времена газеты "Правда", когда советские люди безоговорочно верили печатному слову. По крайней мере, "Fакел" мы делаем для думающих читателей... Кстати, кроме самого журнала есть сайт www.fakel.org с сетевыми версиями каждого номера и возможностью обмена мнениями о статьях между читателями, авторами и редакторами и уникальная www.f-abrika.ru, предоставляющая возможность и пространство для безграничного самовыражения любого желающего.

F.: А зачем лично вам нужен "Fакел"?

ЮГ: Раньше я покупал и просматривал большое количество популярных глянцевых журналов, но потом перестал. Потому что они все какие-то ленивые, однообразные, везде публикуются одни и те же авторы. Мне не нравится, что большинство из них - это как бы адаптированные иностранные издания, переводные, чуть-чуть обрусевшие. Но ведь мы - страна с богатейшей культурой, со своими традициями. Зачем бездумно копировать Запад? Надо искать другое звучание, свое, оригинальное. Но я такой человек, что не люблю пустого критиканства. Когда люди что-то голословно критикуют, мне всегда хочется сказать: "На, возьми да сделай!". Поэтому и появилась идея сделать журнал, который соответствовал бы моим представлениям об интересном отечественном журнале. Мне, например, небезразлично, какое поколение будет дальше. Потому что это будущее людей, которым сейчас лет 16. Но это и мое будущее тоже. В свои 40-50 лет я не хочу стать ханжой и говорить, какая ужасная страна и какая ужасная молодежь.

И я очень рад, что эту инициативу поддержала компания "Юкос". Им тоже больше всех надо. Я уже два года работаю в этой компании и рад этому. Потому что мне нравится их демократичность. Здесь нет тяжести мегакомпании. Это хорошая, динамичная компания европейского уровня. Здесь работают современные люди, которым небезразлично будущее, - и свое, и нашей страны.

F.: Есть ли у "Fакела" какая-то социальная позиция или это просто "умный журнал"?

ЮГ: Просто "умный журнал" - это тоже немало. И позиция тоже есть. Во-первых, это жизнь на трезвую голову. Совершенно точно. Мы сильно обедняем свои возможности, употребляя наркотики и алкоголь. Галлюционировать на чистую голову гораздо круче. И продуктивнее. Во-вторых, наша позиция - это ежедневное образование. И образование происходит не только за партой, оно происходит постоянно. Любой поступок, совершенный публично, это тоже результат образования.

F.: Почему в журнале нет материалов на тему политики и религии? Неформатно или слишком щепетильно?

ЮГ: Мы не отторгаем сознательно эти вопросы, потому что они, безусловно, волнуют каждого. Каждый человек так или иначе впутан в политику. Может все, о чем мы сегодня пишем, - это и есть политика? А религия - это вообще движение. Просто на сегодняшний день мы еще не нашли таких авторов, которые могли бы разделять нашу позицию в этом вопросе - без совковой злобы, без шапкозакидательства, без каких-то гнилых желтых фактов.

F.: По какому принципу отбираются материалы?

ЮГ: Как и в кино, в журнале для меня важен ритм. Содержание, последовательность, динамика текстов и иллюстраций. Я уделяю этому большое внимание. Не могу сказать, что я большой специалист в печатном деле. Но я руководствуюсь интуицией. И иду от себя: что интересно прежде всего мне самому. Возможно, это как-то заинтересует и наших читателей. Может быть, я просто компенсирую то, чего мне не хватало в мои 16-20 лет. Причем повторюсь, мы не навязываем свои мысли и не строим всех в одну шеренгу.

И еще. Мне бы хотелось, чтобы журнал не прочитывали за раз, а возвращались к нему время от времени, как к приятному собеседнику. Это нелегко. В свое время мы делали журнал "Посмотри", и в "Fакеле" представлены некоторые фрагменты оттуда: фотографии практически без комментариев. То есть фото само по себе является неким документом. Однако если три года назад я считал, что актуально - "посмотри", то теперь актуальным является "почитай". Поэтому "Fакел" - это прежде всего "почитай".

В каждом номере журнала мы поднимаем какую-то одну тему - Общество потребления, Экспертиза, Экстремизм и Патриотизм, Семья и Образование. В этом, юбилейном номере, мы собрали подборку разных материалов из разных журналов вышедших за год, которые наилучшим образом отражают сферу интересов нашего журнала. Но и в этом номере мы не изменяем традиций - он тоже посвящен определенной теме. Он посвящен Школе, в самом широком понимании этого слова - Школе жизни.

Кстати, пользуясь случаем, я поздравляю всех, кто начинает учиться, - в школе, в институте, вообще по жизни. Для вас и для остальных наших читателей "Fакел" делает подарок - с января 2003 года мы открываем подписку, благодаря которой любой желающий сможет получить журнал абсолютно бесплатно, оплатив только доставку (14 рублей 99 копеек. - Прим. ред.). Эти деньги идут исключительно на почтовые расходы. Если вдруг у кого-то воруют почту из ящика, такое бывает, есть возможность забирать "Fакел" лично в ближайшем почтовом отделении.

F.: А что для тебя школа жизни? Кого ты можешь назвать своим учителем?

ЮГ: Ну, во-первых, я думаю, мое обучение еще не закончилось. А вообще много было всяких моментов. И служба в армии тоже дала мне некую коррекцию действительности. Еще в детстве был такой эпизод. Однажды я уговорил маму дать мне 60 рублей на джинсы. Тогда это были большие деньги, ползарплаты. А джинсы были не чем-то обычным, повседневным. Джинсы были мечтой любого подростка. И я отдал деньги одному парню, чтобы тот достал мне джинсы, - просто так пойти и купить их было тогда невозможно. Парень джинсы мне так и не принес. Он меня просто "кинул". С тех пор я стал гораздо жестче, требовательнее относиться к себе и к людям.

Потом я работал в шоу-бизнесе. Это известный "террариум единомышленников", но это - тоже очень хорошая школа жизни.

А по поводу учителей... Трудно выделить кого-то одного. Я, например, большой поклонник Тарковского. Его творчества, его отношения к кино и к жизни. Если говорить про политику, то я был большим поклонником Сахарова. Даже ездил специально в Горький посмотреть, где он жил. Много читал о нем, его интервью: у него была жизненная позиция. Она была очень субъективной, но я люблю субъективных людей.

F.:Расскажите о своем новом фильме.

ЮГ: Мы, наша группа, еще до конца не отошли от "Коллекционера". Сейчас его активно приглашают на различные международные фестивали - вот в ближайшее время едем в Италию, потом, вероятно, в Каир... Люди делятся своими впечатлениями о "Коллекционере", кто-то хвалит, кто-то ругает... Но по прошествии уже почти года со дня премьеры я полностью подписываюсь под тем, что сделал. Мне за свою работу не стыдно. Я не хотел бы сейчас ничего переделывать. А что касается нового фильма... Надеюсь, мы его скоро запустим. Права мы уже купили - это будет фильм по известному роману Людмилы Улицкой "Казус Кукоцкого". Это очень интересное, безумно современное произведение. Время действия - сороковые-шестидесятые годы минувшего ХХ века. Разгром генетики, "лысенковщина", уголовная ответственность за аборты, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевская Оттепель, богемные джазмены и так далее. При всем при этом кино будет современное, динамичное, неожиданное. Оно будет о тех проблемах, которые актуальны именно сейчас, - Любовь и Секс, Душа и поиски души и смысла человеческого существования, безумное напряжение и настоящий Поступок. И еще рассказ о том, что смерти нет. Есть расстрелы, убийства, но нет смерти как таковой. Есть надежда, что люди, разлученные концом физического существования, обязательно встретятся в своей следующей жизни. Они станут лучше и мудрее, совершив переоценку всего содеянного ими ранее.

F.: Какие качества вы больше всего цените в человеке и что бы вы никогда не простили?

ЮГ: Человек слаб, это абсолютно точно. И ему, наверное, можно простить все, потому что он человек. Я уважаю творческий подход. Ко всему. Творить - это очень важно. И я не люблю людей, которые слишком ориентируются на общественное мнение, впадают в зависимость от него, под него подстраиваются. Я - за собственное мнение.

(с) www.fakel.org

Комментарии (1) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномВторник, 07/09/2004 05:11
---- Мы и СМИ ----

Мы и СМИ

Жизнь без СМИ стала невозможной. Нас подсадили на СМИ, как наркоманов на иглу. Что делает большинство, когда просыпается утром? Не вскакивает на зарядку и даже не спешит в туалет. Большинство первым делом врубает телевизор. Легче проснуться, когда подкорка головного мозга раздражается новым объемом информации. Нужной или ненужной, правдивой или не очень - это отдельный вопрос.

Между тем для общества сейчас глобальная проблема - могут ли СМИ быть честными? Можно ли им доверять? Когда-то, придя к власти в нашей стране, коммунисты убрали веру как таковую, а вероисповедание заменили научным коммунизмом, атеизмом и партийной пропагандой. На место веры для многих людей пришли партийные СМИ. Слово Бога отняли, а его место заняли газеты, журналы и впоследствии телевизор. С тех пор количество СМИ возросло. И большинство из них оправдывают свое существование Свободой Слова и Свободой Выбора. Но так ли это на самом деле? Свободны ли мы? Есть ли у нас действительный Выбор источников информации? Боюсь, что оффлайновые СМИ этого Выбора нам уже не предоставляют...

Всю страну подсадили на "пугалки" вроде "Дорожного патруля" или программы "Вы - очевидец". Сейчас в России, например, вы никогда не увидите роды в эфире, вместо них - отрубленные на войне головы, причем самым крупным планом. Все наше ТВ превратилось в сплошные "Катастрофы недели", а позитивных новостей как будто вообще не существует. Главные новости только о том, что случилось плохого. Каждый час, наперегонки. Все каналы стали одинаковые, одни и те же репортажи, новости, как под копирку. Неинтересно все это.
Вспомните реакцию американцев на события 11 сентября... Без всякой цензуры телеканалы сознательно НЕ показывали несчастных людей, которые выбрасывались из горящих небоскребов. Затормозили выход в прокат всех фильмов, где присутствовали башни-близнецы, чтобы лишний раз не травмировать соотечественников... В наших же СМИ никаких тормозов, похоже, не осталось. В дни трагедии "Курска" показывали боевик про подводников "В зоне особого внимания". Это же просто моральный садизм. Еще в эти дни, когда вообще кино смотреть не хотелось, показывали великие фильмы Андрея Тарковского. О какой любви к авторскому кинематографу может идти речь после такого "уместного" показа?

Хуже всего, что на все эти "пугалки" подсели сами журналисты. Это им нравится, потому что приносит высокий рейтинг и славу. А скоро, накануне новых выборов, еще и кандидатам в депутаты придется, чтобы завоевать симпатии избирателей, уже не программами конкурировать, а петь, плясать, выигрывать миллионы и прикидываться дурачками в студиях различных "семейных" шоу. На нас обрушится волна сплошного серо-черного пиара с его скандалами и "разоблачениями". В общем, одна бесконечная программа "ЗА ОКОННЫМ СТЕКЛОМ".
В СМИ создается совершенно искусственный, виртуальный мир, о появлении которого уже давно предупреждали многие известные писатели - от снова модного фантаста-амфетаминщика Филиппа К. Дика, автора "Особого мнения", до уже подзабытого грибоеда Пелевина с его "Generation П".
Смотреть телевизор сегодня - это реальная ошибка. Это бесплатный сыр - вы же платите только за электричество. И поэтому за эту халяву приносите в жертву свою психику. Бесплатно получаете рекламу дурацких передач, майонеза, бульонных кубиков, мерзких политиков, прокладок - всего чего угодно.

Еще один недостаток современного телевидения - когда за меня верстают канал. Какой-то дядя решает, что мне смотреть сейчас, что днем, а что вечером. А вот на CNN , как известно, круглые сутки только новости. Потому что их нельзя уместить в тридцать минут "нарезки". Их гораздо больше, и все новости - разные. Поэтому я - за кабельное телевидение, за специализированное. Интернет в этом смысле - еще одна наша надежда. Там ты сам выбираешь, сам себе готовишь салат для мозгов, хочешь то, хочешь - это. Очень хотелось бы, чтобы Интернет, по влиянию и мощности, занял место не меньшее, чем нынешнее ТВ.

Могут ли СМИ быть честными - это сложный вопрос. Но они должны быть адекватными - излагать факты, знать цену произнесенному слову. Во времена застоя с телевидения увольняли за малейший "ляп" в эфире, за неправильное ударение, а теперь все почему-то рассчитывают на авось. Поэтому и цена информации стала относительной. Наш журнал "Fакел" в этом смысле - один из немногих, кто за свои слова отвечает.

И еще немного по поводу цензуры. Существует единственный закон, на который необходимо ориентироваться в этих вопросах - это Конституция. Там четко и конкретно написано и про фашизм, и про порнографию, и про все остальное. Все, что не нарушает Конституцию, - разрешено, а если закон конституционный несовершенен, то уж извините, господа политики, придумайте хорошие законы... А разговоры о каких-то там комитетах, комиссиях - смешны. Ведь все равно там будет участвовать человеческий фактор - люблю-не-люблю - все равно будет субъективизм и вкусовщина.

Ну и еще - можно ограничивать доступ, как это делают за границей, ставят "иксики": детям до шестнадцати, до восемнадцати. Это мудро и правильно. Я знаю много по-настоящему талантливых произведений, но не хотел бы, чтобы моя дочь читала (или смотрела) их сейчас, в слишком юном возрасте.

Цензура - это прежде всего самоограничение. И ответственность за слова и поступки. Правда, вот с ответственностью в нашей стране не всегда было хорошо... Но это уже тема для отдельного разговора.

Юрий Грымов,
твой шеф-редактор

(с) Журнал "Fakel детям не игрушка"
Комментарии (1) | Комментировать

мальчик_c_дельфиномПятница, 03/09/2004 11:05
---непрерывность парков----

Он начал читать роман несколько дней назад. Забросив книгу из-за срочных дел, он вернулся к ней лишь в вагоне, на обратном пути в усадьбу; постепенно его захватывало развитие сюжета, фигуры персонажей. Под вечер, написав письмо своему поверенному и обсудив с управляющим вопросы аренды, он вновь раскрыл книгу в тишине кабинета, выходившего окнами в парк, где росли дубы. Устроившись в любимом кресле, спиной к двери, вид которой наводил бы его на мысль о нежеланных посетителях, и поглаживая левой рукой зеленый бархат, он принялся читать последние главы. Его память усваивала без всякого труда имена и характеры героев; почти сразу же он втянулся в интриги захватывающего сюжета. С каким-то извращенным наслаждением он с каждой строчкой отходил все дальше от привычной обстановки и в то же время чувствовал, что его голова удобно покоится на бархате высокой спинки, что сигареты лежат под рукой, а за окнами, среди дубов, струится вечерний воздух. Слово за словом, поглощенный неприглядной ссорой героев, образы которых делались все ближе и яснее, начинали двигаться и жить, он стал свидетелем последней их встречи в горной хижине. Первой туда осторожно вошла женщина; следом появился любовник, на лице его алела свежая царапина: он только что наткнулся на ветку. Она самозабвенно останавливала кровь поцелуями, но он отворачивался от нее, он пришел сюда не затем, чтобы повторять обряды тайной связи, укрытой от чужих глаз массой сухих листьев и лабиринтом тропинок. На груди его грелся кинжал, а под ним билась вера в долгожданную свободу. Тревожный диалог катился по страницам, как клубок змей, и чувствовалось, что все давно предрешено. Даже эти ласки, опутавшие тело любовника, как будто желая удержать и разубедить его, лишь напоминали о ненавистных очертаниях другого тела, которое предстояло уничтожить. Ничто не было забыто: алиби, случайности, возможные ошибки. Начиная с этого часа, у каждого мига имелось свое, особое назначение. Они дважды повторили весь план, и торопливый шепот прерывался лишь движением руки, поглаживающей щеку. Начинало смеркаться.

Уже не глядя друг на друга, накрепко связанные общим делом, они расстались у дверей хижины. Ей следовало уйти по тропе, ведущей к северу. Двинувшись в противоположном направлении, он на секунду обернулся посмотреть, как она убегает прочь, как колышутся и отлетают назад распущенные волосы. Он тоже побежал, укрываясь за деревьями и оградами, и наконец в синеватых вечерних сумерках различил аллею, идущую к дому. Собаки должны были молчать, и они молчали. Управляющий не должен был встретиться в этот час, и его здесь не было. Любовник поднялся по трем ступеням на веранду и вошел в дом. Сквозь стучавшую в ушах кровь он слышал слова женщины: сперва голубая гостиная, потом галерея, в глубине - лестница, покрытая ковром. Наверху две двери. Никого в первой комнате; никого во второй. Дверь в кабинет, и тут - кинжал в руку, свет, слабо льющийся в окна, высокая спинка кресла, обитого зеленым бархатом и голова человека, который сидит в кресле и читает роман.

(с) Хулио Кортасар

Комментарии (1) | Комментировать

000.1(use) + 000.6(db) + 001.0(verify) + 028.3(site_) + 030.0 msec / = 0.021